При предоставлении услуг в рамках сети IP-телефонии участвует большое количество субъектов, выполняющих различные организационно-технические функции. В рекомендациях TIPHON, разработанных ETSI, определена следующая классификация для субъектов IP-телефонии:
Конечный пользователь IP (IP end User, IPEU) - пользователь, имеющий доступ к IP-сети.
Провайдер доступа IP (IP Access Provider, IPАР) - компания или организация, предоставляющая доступ к IP-услугам, доступ организуется к частной IP-сети или к Интернет.
Провайдер IP-сети (IP Network Provider, IPNP) - компания или организация, которой принадлежит IP-сеть.
Провайдер услуг Интернет-телефонии (Internet Telephony Service Provider, ITSP) - компания или организация, которая предлагает услуги телефонии через сеть Интернет.
Провайдер взаимодействия (Internet Service Provider, ICP) - компания или организация, которая предлагает услуги по взаимодействию между IP-сетями и сетями с коммутацией каналов для телефонного соединения.
Провайдер услуг сети с коммутацией каналов (Switched Circuit Network Provider, SCNP) - компания или организация, которой принадлежит сеть с коммутацией каналов.
Провайдер доступа к сети с коммутацией каналов (Switched Circuit Network Access Provider, SCAP) - компания или организация, которая предоставляет доступ к сети с коммутацией каналов.
Конечный пользователь сети с коммутацией каналов (Switched Circuit end User, SCEU) - пользователь, соединенный с сетью коммутации каналов.
Провайдер информационных услуг (Directory Service Provider, DSP) - провайдер справочной информации, например, предоставляет номер Е.164 на основе Email-адреса.
Провайдер дополнительных услуг (Value Added Service Provider, VASP) - провайдер, который предоставляет дополнительные услуги, помимо услуг традиционной телефонии.
Брокер - провайдер делового обслуживания, который обеспечивает возможность межсетевого обмена между провайдерами IP услуг и операторами сетей с коммутацией каналов, включая урегулирование расчетов.
На рисунке 10.5 показано взаимодействие некоторых из этих субъектов для базового телефонного соединения между сетью с коммутацией каналов и IP-сетью.
Рисунок 10.5 - Взаимодействие субъектов сети IP-телефонии при обслуживании
телефонного вызова
Ниже приведена классификация бизнес-ролей для провайдеров IP-телефонии, которые вовлечены в обслуживание базового вызова.
Локальный оператор IP-телефонии
Локальный оператор действует как провайдер услуг IP-телефонии только внутри
своей сети. Для взаимодействия с другими операторами он пользуется услугами
сетей с коммутацией каналов.
Зональные операторы IP-телефонии (на основе двухсторонних соглашений)
По предварительной договоренности один оператор IP-телефонии может расширить
зону своего обслуживания за счет другого оператора. В этом случае операторы
просто разрешают устройствам, принадлежащим разным сетям, взаимодействовать
между собой. Такие операторы для физической связи между устройствами должны
использовать ресурсы общего провайдера IP-сети.
Магистральный оператор
Сеть магистрального оператора обеспечивает физические соединения между сетями
других операторов IP-телефонии. Магистральный оператор действует как провайдер
IP-сети и, потенциально, как провайдер информационных услуг и провайдер
дополнительных услуг. Магистральный оператор может также предоставлять услуги
авторизации между операторами.
Ассоциация операторов
Ассоциация операторов предоставляет операторам возможность расширить зону
обслуживания без физического расширения сети. Вступая в ассоциацию, оператор
получает доступ к оконечным устройствам, принадлежащим другим членам. Хотя эта
бизнес-роль аналогична бизнес-роли брокера (см. п. 5), но членство в ассоциации
накладывает на операторов некоторые ограничения. Один оператор, например, может
купить права привилегии для некоторой области запроса. Такая закупка запрещает
ассоциации поддерживать других операторов в этой области запроса, поэтому все
запросы должны направляться только на сеть назначенного оператора.
Брокер
Брокер предоставляет услуги по урегулированию взаимодействия между операторами,
предлагающими услуги IP-телефонии. Его функции могут быть ограничены только
урегулированием расчетов или включать в себя помощь при маршрутизации,
урегулирование совместного использования ресурсов, обмен учетными записями и
т.д. Воспользовавшись услугами брокера, оператор получает доступ к другим
обслуживаемым операторам. Брокер накладывает на операторов меньше ограничений,
чем ассоциация, однако его системные службы могут требовать более строгих мер
защиты. Примером бизнес-роли брокера является провайдер услуг клиринг-центра (Clearing
House Service Provider).
В реальности некоторые операторы могут исполнять несколько бизнес-ролей одновременно. Так, чаще всего, магистральный оператор может играть роль брокера или ассоциации. Это совмещение более привлекательно для локальных операторов, которые стремятся заключать соглашения с крупными альянсами.
В настоящее время на рынке сформировалась определенная иерархия поставщиков услуг IP-телефонии.
Компании первого уровня - крупные международные узлы обмена трафиком IP- телефонии, терминирующие вызовы в любую точку мира.
Компании второго уровня - сети IP-телефонии, которые охватывают нескольких регионов в пределах одного государства, и, как правило, имеют один-два международных выхода на узлы первичных провайдеров для терминации международных вызовов.
Компании третьего уровня - дилеры, продающие услуги сетей IP-телефонии вторичных компаний в точках присутствия.
К компаниям-поставщикам услуг IP-телефонии первого уровня относятся компании ITXC (www.itxc.com), GRIC Communications (www.gric.com), DeltaThree (www.deltathree.com), AT&T Global Clearinghouse (www.ap.att.com), Arbinet (www.arbinet.com), Net2Pnone (www.net2phone.com).
Эти компании позиционируются на рынке следующими особенностями.
Стремятся к повсеместному охвату. Осуществляют терминацию вызовов в любую точку мира. Для тотального охвата компании первого уровня строят широкую партнерскую сеть мирового масштаба в сотрудничестве с вторичными провайдерами ITSP в разных странах мира. Для глобального охвата практикуются гибридные вызовы по IP и традиционным телефонным сетям. Если в вызываемой точке нет совместимого шлюза IP-телефонии, то на узле обмена трафиком IP-телефонии первого уровня, который размещается, как правило, на площадке в США, вызов маршрутизируется из IP в традиционную телефонную сеть, по которой вызов коммутируется до вызываемого абонента. Используется известный факт, что вызовы по традиционным телефонным сетям из США в третьи страны дешевле, чем напрямую между этими странами.
Добиваются совместимости шлюзов IP-телефонии основных производителей. Например, компания GRIC оперирует шлюзами Cisco, Lucent и Siemens. Вторичные провайдеры, строящие свои сети с использованием оборудования этих производителей, могут присоединяться к одному из нескольких узлов обмена трафиком GRIC, расположенных в разных странах мира.
Осуществляют сеттлемент (урегулирование) и биллинг (тарификация, составление и выписывание счетов за предоставленные телекоммуникационные услуги) вызовов вторичных провайдеров ITSP через свои узлы. Обеспечивают маршрутизацию вызовов по наиболее дешевому маршруту Best Value Routing (BVR), обеспечивают авторизацию, роуминг и биллинг услуг IP- телефонии.
Управляют сетью и контролируют качество обслуживания вызовов на своей сети передачи данных между первичными узлами IP-телефонии, гарантируя качество обслуживания, оговариваемое в договоре с вторичным провайдером IP-телефонии.
К провайдерам IP-телефонии второго уровня можно отнести большинство компаний, предлагающих услуги IP-телефонии на российском рынке (www.comptek.ru/iptelephony/itsp_list). К ним относятся компании MTU-Inform (www.mtu.ru), IncomTel TG (www.incomtel.ru), Elvis Telecom (www.elvis-telecom.ru), Sitek (www.sitek.ru) и другие. Следует выделить сеть TarioNet (www.tario.net) компании Tario Trading, которая одной из первых вышла на российский рынок с услугами IP-телефонии, наиболее широко охватывает российские регионы (более 50 точек присутствия) и имеет собственные выходы на международные узлы IP-телефонии.