10.3 Услуги сетей IP-телефонии

Речевые соединения

Сети IP-телефонии любого уровня могут предоставлять конечным пользователям следующие виды речевых соединений:

Кроме того, часть сетей IP-телефонии предоставляет услуги по передаче факсимильных сообщений.

Практически все крупные выделенные сети предоставляют полный набор услуг своим клиентам. Набор приложений остальных компаний зависит от оборудования, которое используется на их сети, однако большинство провайдеров заявляют о поддержке в будущем всех видов соединений IP-телефонии.

Самой распространенной услугой на выделенных сетях является услуга связи между двумя телефонными аппаратами.

Интегрированные сети, организованные уже существующими провайдерами сети Интернет и работающие на рынке много лет, предоставляют услуги IP-телефонии как дополнительный сервис в своем пакете услуг по передаче данных. В этом случае компания использует собственную сеть, дооборудовав ее и обеспечив необходимое качество передачи речи. Однако на первом этапе провайдеры Интернет для выхода на рынок IP-телефонии предлагают своим клиентам бесплатное программное обеспечение для связи компьютер-компьютер и компьютер-телефон, поэтому эти услуги являются самыми распространенными для сетей провайдеров Интернет.

Связь с любой точкой мира

Для конечного пользователя услуга IP-телефонии привлекательна, прежде всего, благодаря низкой стоимости разговора, по сравнению с традиционной телефонной связью. Однако, это справедливо только при связи на большие расстояния (для России более 100 км), именно поэтому конечный пользователь заинтересован более всего в междугородной и международной связи через сеть IP-телефонии.

В настоящее время большинство международных операторов IP-телефонии декларирует предоставление связи с любой точкой мира. Эта возможность является основным требованием к провайдерам IP-телефонии. Однако, чтобы реализовать это требование в одиночку, только с использованием собственной сети, операторам IP-телефонии пришлось бы вкладывать огромные средства в развертывание сети по всему миру. Чтобы избежать этого, провайдеры заключают соглашения с другими сетями IP-телефонии. Если нельзя установить соединение через IP-сети до местной телефонной сети вызываемого абонента, то провайдеры используют междугородные и международные телефонные сети (рисунок 10.6). Такое решение целесообразно в тех случаях, когда строительство шлюза, расположенного в сети вызываемого абонента, невыгодно из-за малого информационного тяготения. Вызовы в сеть назначения направляются на ближайший к месту назначения шлюз, который устанавливает соединение с вызываемым абонентом через телефонные сети различного уровня.



Рисунок 10.6 - Организация связи с удаленным абонентом через телефонную сеть общего пользования

Если провайдер IP-телефонии использует не только местные, но и международные телефонные сети, то это приводит к увеличению себестоимости разговора и, соответственно, к увеличению тарифа за услугу, так как оператору приходится оплачивать более дорогие междугородные и международные телефонные соединения. В некоторых случаях стоимость телефонного разговора через сеть Интернет может быть незначительно меньше, чем через традиционную телефонную сеть. Если же качество связи через сеть Интернет-телефонии низкое, то длительность разговора может увеличиться, и стоимость одного разговора через такую сеть может быть даже больше, чем через традиционную телефонную сеть. Поэтому, чем более развита сеть оператора, чем больше соглашений он заключил с операторами других сетей, тем выгоднее пользоваться её услугами.

Подвижность пользователя (роуминг)

Одной из перспективных услуг IP-телефонии является роуминг абонента. При этом абонент одной сети может воспользоваться услугами IP-телефонии, находясь на территории другой сети. Для этого необходимо, чтобы при перемещении пользователя в другую сеть, визитная сеть могла получить данные этого абонента из его домашней сети. Функционирование такой услуги возможно при использовании соответствующей системы биллинга и менеджмента абонентов.

Организация доступа конечных пользователей к сети IP-телефонии

При организации узла IP-телефонии, прежде всего, определяется зона его доступности для вызовов. Под зоной доступности узла IP-телефонии понимают часть телефонной сети, абоненты которой смогут воспользоваться услугами этого узла. Для выхода на сеть IP-телефонии абонент может использовать телефонный аппарат или персональный компьютер.

Для доступа к сети IP-телефонии с телефонного аппарата на местной телефонной сети выделяется номер, по которому абонент может выйти на сеть IP-телефонии с любого телефонного аппарата. Далее, после аутентификации и авторизации, абонент набирает нужный ему телефонный номер.

Пользователь персонального компьютера может получить доступ к сети IP-телефонии так же, как и к сети Интернет, с помощью модема через местную телефонную сеть или по выделенной линии (рисунок 10.7).



Рисунок 10.7 - Варианты организации доступа конечных пользователей к сети IP-телефонии

Организация доступа частных сетей к сети IP-телефонии

IP-телефония является привлекательной услугой не только для отдельных пользователей, но и для частных фирм, имеющих собственные телефонные станции. Частная компания может воспользоваться услугами провайдеров IP-телефонии как для ведения международных переговоров, так и для связи между удаленными друг от друга отделениями компании. Возможны два способа организации выхода на сеть IP-телефонии для частной компании.

В первом случае телефонная станция и шлюз провайдера IP-телефонии соединяются с помощью выделенных каналов (рисунок 10.8).



Рисунок 10.8 - Схема организации доступа частной сети через шлюзовое оборудование провайдера

Если частная телефонная станция выполняет функции шлюза IP-телефонии, то она включается напрямую в сеть провайдера Интернет или в сеть провайдера IP-телефонии (рисунок 10.9).



Рисунок 10.9 - Схема организации доступа частной сети без шлюзового оборудования провайдера

Организация WEB-поддержки абонента IP-телефонии

Пользователи услуг IP-телефонии, как правило, имеют доступ к системе для получения разнообразной информации (регистрация, изменение профиля услуг, справки о начислениях, оплатах, тарифах, остатке на счете, трафике и др.) через WEB-интерфейс.

Для расчетов с абонентами и другими сетями провайдеру IP-телефонии необходима надежная биллинговая система. Главное отличие биллинговых систем для IP-телефонии - это их работа в реальном масштабе времени. Для простоты и удобства обслуживания абонентов и ресселеров, провайдеры IP-телефонии используют, чаще всего, глобальную сеть Интернет. Почти все операторы открывают абонентам и ресселерам доступ к их счетам через свой сайт в Интернете. Каждому пользователю выдается свой пароль для доступа, и он в любой момент может проверить состояние своего счета, пополнить его или подписаться на дополнительный сервис.

Ресселерские программы

Реселлер - это дилерская компания, которая добавляет к покупаемым аппаратным и программным средствам собственные решения, расширяющие функциональные возможности существующего оборудования. В число предлагаемых услуг могут входить: поиск новых пользователей, обучение для пользования услугой, обслуживание терминалов пользователей и др. Многие провайдеры для работы с конечными пользователями прибегают к услугам ресселеров. Ресселерские программы освобождают ресселера от необходимости строительства собственной сети передачи данных и дают возможность сосредоточиться только на работе с абонентами, а именно - на их привлечение и обслуживание. Все заботы о пропуске трафика, качестве предоставляемых услуг, взаиморасчетах и абонентских начислениях берет на себя провайдер услуг. В то же время, сам провайдер снимает с себя заботы непосредственного взаимодействия с абонентами, что сокращает его расходы. С помощью ресселеров компании привлекают большее число пользователей и, таким образом, увеличивают свой доход. Некоторые провайдеры вообще не работают с конечным пользователем, возлагая обязанности по привлечению и обслуживанию клиентов на ресселеров.

Hosted by uCoz