10.7.2 Выбор системы биллинга

Наиболее предпочтительным вариантом подключения регионального оператора IP-телефонии к IP-сети представляется подключение на правах корпоративного клиента, при котором сеть выставляет групповой счет региональному оператору, а он, в свою очередь, выставляет сети счет за терминированный (доставленный) трафик на основании информации, полученной из своей системы биллинга.

Наличие собственной системы биллинга позволяет оператору IP-телефонии не зависеть от конкретной сети, использовать различные тарифные планы и полностью контролировать свой бизнес. Желательно, чтобы биллинговая система обеспечивала предоставление предоплаченных услуг IP-телефонии, а также услуг местной, междугородной и международной телефонной связи по ТфОП и услуг доступа в Интернет по единой дебетной сервисной карте, потому что сегодня операторы стремятся охватить как можно более широкий спектр предоставления услуг.

Биллинговая система должна отвечать следующим требованиям:

Кроме услуг, предоставляемых по предоплаченным кредитным картам, региональные операторы, как правило, предоставляют услуги Интернет в кредит. Особенно актуальна такая форма расчета для корпоративных клиентов, пользующихся выделенными IP-каналами. Это означает, что биллинговая система должна собирать данные от маршрутизаторов (для маршрутизаторов Cisco эта функция реализуется при помощи технологии NetFlow), анализировать их, начислять оплату за пользование различными услугами: Web-хостинга, е-mail, Web-серфинга и т.д., то есть дифференцировать услуги при начислении оплаты за них.

Многие операторы после приобретения оборудования IP-телефонии рано или поздно сталкиваются с проблемами начисления оплаты за предоставленные услуги и выставления счетов своим абонентам, проведения взаиморасчетов с партнерами, учетом транзитного трафика и другими подобными проблемами. Проблема состоит еще и в том, что лидер в области Интерет-решений - компания Cisco Systems - принципиально не занимается производством систем биллинга, оставив это для сторонних производителей. Стоимость систем биллинга официальных партнеров компании Cisco - Hewlett Packard и MindCTI - во много раз превышают стоимость самого оборудования IP-телефонии (от 90 тысяч долларов в минимальной конфигурации) и здесь не рассматриваются по причине отсутствия у региональных операторов средств на приобретение таких систем. Остаются системы, разработанные в России, но и здесь ситуация остается сложной. На российском рынке представлены либо очень дорогие (намного превышающие стоимость самого оборудования IP-телефонии - от 30.000 долларов), перегруженные многофункциональностью системы биллинга, либо относительно дешевые (от 3.500 до 7.000 долларов в расчете на 1000 абонентов), малопроизводительные и ненадежные системы, разработанные отечественными поставщиками услуг IP-телефонии и Интернет для собственных нужд на основе бесплатных серверов баз данных.

Оборудование фирм, специализирующихся на разработках и поставках высококачественных и недорогих профессиональных систем биллинга для IP-телефонии и Интернета, на российском рынке практически не представлено. Вот и приходится каждому провайдеру IP-телефонии и Интернета самому ломать голову над учетом предоставленных услуг. В таблице 10.2 представлены систем биллинга для поставщиков услуг IP-телефонии и Интернет российских фирм-производителей.


Таблица 10.2 - Системы биллинга для поставщиков услуг IP-телефонии и Интернет

Фирма Атлант-Информ Беркут Интент ЛОНИИС Протей Кортпорация ОСС Петерсервис Сервокомп Светец
Название системы Атлант Bercut PrepaidService Ольга Протей-ТК ОСС2000 СКС Абсолют СТК-Диалог
Тарифицируемые услуги IP-телефония, Интернет (Dial-Up), выделенные линии), АТМ IP-телефония, Интернет (Dial-Up), телефония IP-телефония, Интернет (Dial-Up), телефония IP-телефония, Интернет (Dial-Up), выделенные каналы), телефония IP-телефония, Интернет (Dial-Up), выделенные каналы), телефония IP-телефония, телефония IP-телефония, Интернет (Dial-Up), выделенные каналы) IP-телефония, телефония
Стандартизированные интерфейсы Radius, Tacacs Интерфейсы ТфОП, реализованные на платах Becut CTI Radius, интерфейсы ТфОП, реализованные на платах Dialogic Radius, NetFlow, интерфейсы ТфОП, реализованные на платах Протей Radius, интерфейсы для взаимодействия с оборудованием VocalTec Программные интерфейсы с коммутаторами мобильной связи, оборудованием Cisco, Avaya Radius, NetFlow интерфейсы ТфОП, реализованные на платах Dialogic
База данных Btrieve, SyBase, Oracle Btrieve, SyBase, Oracle MS SQL SyBase, Oracle SyBase Oracle Oracle MS SQL
Форма оплаты Авансовая кредитная Авансовая Авансовая кредитная Авансовая кредитная Авансовая кредитная Авансовая кредитная Авансовая кредитная Авансовая кредитная

Итак, из всего рассмотренного ассортимента оборудования для построения узла IP-телефонии наиболее приемлемым являются:

Hosted by uCoz