Классификация шлюзов по области применения
Шлюзы IP-телефонии по масштабности применения можно разделить на два основных типа: шлюзы, ориентированные на корпоративное применение, и шлюзы, предназначенные для операторов и поставщиков услуг связи. Продукты последнего типа отличаются большой емкостью и масштабируемостью, присутствием средств аутентификации и мониторинга, а также дополнительных возможностей биллинга.
Исполнение шлюзов IP-телефонии
1. Автономные IP-шлюзы
Большинство производителей шлюзов предлагает автономные IP-шлюзы, которые
обычно состоят из серверов на базе персональных компьютеров с комплектом
голосовых плат. Голосовые платы не предназначены для компрессии/декомпрессии
голоса, поэтому данная операция должна выполняться главным процессором ПК.
Существуют шлюзы на базе ПК-серверов с платами цифровой обработки сигналов (Digital Signal Processing, DSP). Автономные устройства могут стать хорошим решением для сетей, уже имеющих маршрутизаторы от различных производителей.
2. Маршрутизаторы-шлюзы
В мире производителей оборудования телекоммуникаций наметилась тенденция к
тому, что крупные компании традиционное сетевое оборудование оснащают узлами,
отвечающими за IP-телефонию. Одной из первых в этом направлении стала работать
компания Cisco Systems (устройства серии 2600 и 3600), за которой последовали
другие фирмы (Memotec Communications Inc. с машиной СХ950 Access Switch,
Motorola Inc. с устройством Vanguard). Диапазон предлагаемых фирмами средств:
маршрутизаторы и устройства доступа к распределенным сетям со встроенными
шлюзами IP-телефонии.
3. RAS-шлюзы
Свою часть рынка оборудования для IP-телефонии занимают шлюзы для VoIP,
состоящие из плат, устанавливаемых в серверы удаленного доступа (Remote Access
Server, RAS). Установка устройств данного типа при построении IP-сетей оправдана
при работе с приложениями с множеством голосовых портов и имеющими предельно
важное значение.
4. Шлюзы-модули для УПАТС
В настоящее время получили распространение шлюзы IP-телефонии,
представляющие собой модули для классических учрежденческих АТС. Компании Lucent
Technologies и Nortel Networks производят их для своих станций Definity и
Meridian 1. Эти модули проверяют качество связи перед тем, как будет установлено
соединение через IP-сеть. Соединение устанавливается через IP-сеть в том случае,
когда качество доставки удовлетворяет показателю, норматив на который
устанавливается администратором системы. В противном случае АТС устанавливает
соединение по телефонной сети.
5. Шлюзы с интеграцией бизнес-приложений
По мере развития систем IP-телефонии все более востребованными становятся
дополнительные услуги (value-added services). При этом аппаратно-программные
средства шлюзов должны обеспечивать не только интеграцию трафика, но и
интеграцию бизнес приложений, позволяющих повысить продуктивность работы
предприятий. Аппаратно-программные средства шлюзов должны обеспечивают
интеграцию Web-служб и центров по обработке вызовов. Они позволяют реализовать
службу типа "щелкни и говори" для установления телефонной связи между
посетителями Web-узла компании и ее сотрудниками.
6. Учрежденческие АТС на базе шлюзов
Еще одно направление развития оборудования IP-телефонии - построение
учрежденческих телефонных систем на базе инфраструктур ЛВС.
В случае, когда нецелесообразна установка отдельного сервера для преобразования телефонных сигналов в IP-пакеты, используются сетевые устройства (концентраторы), подключаемые напрямую к ЛВС по кабелю на основе неэкранированной витой пары 10BaseT (по типу концентраторов Ethernet). При этом каждый концентратор представляет собой УАТС небольшой емкости с функциями голосовой почты и автоматического секретаря, подключаемую через разъем RJ-14 (стандартный разъем, применяемый в телефонных аппаратах) к внешним и внутренним телефонным линиям и через соединители RJ-45 (разъем для неэкранированной витой пары) к локальной сети Ethernet.
Обладая простотой управления и наличием встроенных средств компьютерно-телефонной интеграции, учрежденческие АТС на базе шлюзов в состоянии составить конкуренцию обычным учрежденческим АТС.
7. Сетевые платы с функциями телефонии
Одним из решений IP-телефонии являются многоцелевые сетевые платы с
функциями телефонии (небольшие устройства типа Internet PhoneJACK от Quicknet
Technologies, EtherPhone фирмы PhoNet Communications или крупные устройства типа
плат ATM от Sphere Communications). Такие устройства оборудованы портами RJ-11
для подключения обычного телефонного аппарата.
8. Автономные IP-телефоны
По внешнему виду и базовым сервисным возможностям аппаратные реализации
IP-телефонов ничем особо не отличаются от обычных телефонов, но их программные
средства позволяют существенно уменьшить нагрузку на персонал, отвечающий за
телефонную связь.
Помимо аппаратной существуют и программные реализации IP-телефонов. В этом случае персональный компьютер (ПК), оборудованный телефонной гарнитурой или микрофоном и акустическими системами, превращается в многофункциональный коммуникационный центр. Пользователь ПК, кроме доступа к обычной телефонной службе, получает набор дополнительных возможностей:
получение информации о входящем вызове, благодаря наличию стандартного интерфейса TAPI (Telephony Application Program Interface - программный интерфейс для телефонии) к другим программам;
контроль телефонных вызовов;
контроль работы с речевой почтой.
Недостатками таких систем являются неполная совместимость со стандартом Н.323 версии 2, а также отсутствие поддержки функций безопасности при работе с контроллером зоны (Gatekeeper).