Известная простота процессов доставки информации в IP-сетях не позволяет гарантировать качество доставки информации (ни задержку пакетов, ни колебание задержки, ни потери пакетов). Проблематичным является решение вопроса о качестве доставки голоса в IP-сетях общего пользования. В наше время эта технология используется лишь в корпоративных сетях, где доля трафика IP-телефонии очень невелика (обычно - несколько процентов).
Сети, предоставляющие услугу IP-телефонии, обеспечивают четыре основных типа связи:
1. «От телефона к телефону» (рисунок 1.6). Вызов поступает от обычного телефонного аппарата на АТС, на один из выходов которой подключен шлюз IP-телефонии. Шлюз формирует голосовые пакеты, которые через IP-сеть доходят до другого шлюза, который осуществляет обратное преобразование.
Рисунок 1.6 - Схема связи "телефон-телефон"
2. «От компьютера к телефону» (рисунок 1.7). Мультимедийный компьютер, имеющий программное обеспечение IP-телефонии, звуковую плату (адаптер), микрофон и акустические системы, подключается к IP-сети или к сети Интернет с помощью маршрутизатора IP. Шлюз IP-телефонии имеет соединение через АТС с обычным телефонным аппаратом.
Рисунок 1.7 - Схема связи "компьютер-телефон"
Следует отметить, что в соединениях 1 и 2 типов вместо телефонных аппаратов могут быть подключены факсимильные аппараты. В этом случае сеть, имеющая службу IP-телефонии, должна обеспечивать передачу факсимильных сообщений.
3. «От компьютера к компьютеру» (рисунок 1.8). В этом случае соединение устанавливается через IP-сеть между двумя мультимедийными компьютерами, оборудованными аппаратными и программными средствами, обеспечивающими услуги IP-телефонии.
Рисунок 1.8 - Схема связи "компьютер-компьютер"
4. «От WEB браузера к телефону» (рисунок 1.9). С развитием сети Интернет стал возможен доступ и к речевым услугам. Например, на WEB-странице некоторой компании в разделе «Контакты» размещается кнопка «Вызов», нажав на которую можно установить соединение с представителем данной компании без набора телефонного номера. Стоимость такого вызова для вызывающего пользователя входит в стоимость работы в сети Интернет.
Рисунок 1.9 - Схема связи "WEB-браузер - телефон"