Пользователь IP-телефонии сохраняет имеющиеся преимущества телефонной сети общего пользования, которые включают высокое качество голоса, простоту пользования, высокую готовность средств доступа и транспортной сетей. Вместе с тем, пользователь IP-телефонии получит следующие дополнительные преимущества:
одновременную поддержку передачи голоса и данных, удовлетворяя требованиям конвергенции. Это означает, что клиенты получат дополнительные преимущества, возможные за счет использования единой сети доставки данных и голоса;
исключительно высокую мобильность пользователя, которую обеспечивает сеть IP-телефонии: заявки на передачу голоса и факсимиле автоматически перенаправляются в любую точку мира, пользователи будут иметь доступ к одному и тому же набору услуг вне зависимости от того, где и как они подключаются к сети. Эта распределенная архитектура обеспечивает прекрасную гибкость и делает возможным отсутствие привязки к месту предоставления услуги;
новый набор устройств доступа - от традиционных телефонных и факсимильных аппаратов до компьютеров;
доступ к новым услугам (голосовая почта, конференцсвязь, передача факсограмм и др.) через открытый интерфейс архитектуры на базе IP, что обеспечивает совместимость для широкого спектра разработчиков приложений;
возможность настройки набора услуг;
более низкие цены на услуги телефонной связи;
простоту оплаты услуг IP-телефонии (обычно с помощью предоплаченных телефонных карт);
простоту контроля пользователем состояния его расчетного счета (через сеть Интернет).
Все большее распространение получают виртуальные частные сети (Virtual Private Network, VPN) и распределенные системы коммутации, которые поддерживаются средствами пакетной передачи и коммутации. Наметилась тенденция построения операторами связи мультисервисных корпоративных сетей, в которых интегрируется трафик речи, видео и данных. Благодаря такой интеграции оказывается возможным снизить накладные расходы, связанные с обслуживанием телекоммуникационной инфраструктуры.
Использование новых программно-аппаратных средств автоматизированного сбора и обработки информации о состоянии сети также способствует сокращению накладных расходов. Специалисты часто сходятся в том, что важнейшим достоинством IP-телефонии является удобство администрирования и управления ресурсами сети. Многие приложения, ранее разработанные для применения в сетях с коммутацией каналов (КК), проще реализуются в сети с коммутацией пакетов. Успех IP-телефонии возможен в случае разработки новой массовой услуги, предоставление которой в сетях с КК невозможно. Популярность IP-телефонии в корпоративных сетях растет благодаря появлению новых абонентских терминалов на базе портативных мультимедийных компьютеров. С помощью таких терминалов (IP-телефонов) обеспечивается доступ к ресурсам корпоративной сети как внутри, так и извне, и предоставление широкого спектра голосовых и других услуг.
В настоящее время стоимость IP-телефона составляет не менее 200 долларов, в то время как цена обычного цифрового терминала колеблется в пределах 50-150 долларов [13]. IP-телефоны могут подключаться к так называемым конвергированным УАТС (IP-PBX) или к многофункциональным абонентским концентраторам (МАК). Конвергированные УАТС не утратили ни одной из функций традиционной телефонной службы, но приобрели дополнительные возможности обработки речевого трафика, передаваемого поверх протокола IP - VoIP (Voice over IP). Конвергированные УАТС строятся по модульному принципу, то есть допускают любое соотношение между количеством обслуживаемых пользователей традиционной и IP-телефонии.
Для Интернет-провайдеров услуга Интернет-телефонии обеспечивает следующие преимущества:
экономия капитальных вложений за счет использования открытых компьютерных платформ;
снижение эксплуатационных расходов как результат предоставления большого разнообразия услуг в единой сети;
открытая среда для разработчика услуги, что означает более конкурентную и, следовательно, менее дорогостоящую разработку новых услуг;
множество услуг может быть доступно через единственный канал связи пользователя с сетью, что сулит более высокую прибыль оператору (провайдеру услуги) в расчете на одного пользователя.
Правовое регулирование IP-телефонии в России
Лицензирование является обязательным при предоставлении услуг IP-телефонии в России. Потребительские и технологические особенности IP-телефонии отличаются от традиционной телефонии. Эти отличия учитываются при решении вопросов о лицензировании деятельности операторов, предоставляющих услуги IP-телефонии.
В России услуги IP-телефонии рассматривают как разновидность услуг телематических служб. Нормативные документы, обеспечивающие регулирование деятельности операторов IP-телефонии в России, разрабатываются рабочей группой "Интернет-телефонии" при Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ). В 1999 г. Гостелеком России утвердил Руководящий документ 45.046-99 "Аппаратура связи, реализующая функции передачи речевой информации по сетям передачи данных с протоколом IP. Технические требования", используемый при сертификации оборудования IP-телефонии.