Тарифная политика и принципы расчета с абонентами определяются каждым оператором IP-телефонии самостоятельно, исходя из условий его работы, технических и организационных возможностей и взаимоотношений с другими провайдерами IP-телефонии.
Чаще всего, для расчетов с абонентами провайдеры IP-телефонии используют метод предоплаты и предоплаченные карты. В этом случае сводится к минимуму риск неплатежей. Для реализации таких методов расчетов за услуги IP-телефонии необходима соответствующая биллинговая система, способная отслеживать работу абонентов и проводить тарификацию в реальном масштабе времени.
При использовании метода предоплаты между компанией и абонентом заключается договор на обслуживание. Абонент вносит определяемую оператором сумму на свой счет в компании и получает пароль доступа к услугам. В дальнейшем с этого счета списываются соответствующие суммы, пока баланс счета не станет равен нулю. После этого обслуживание абонента прекращается. Абонент может пополнить свой счет и продолжить работу.
Более перспективным методом расчета с абонентами является использование предоплаченных сервисных карт. В этом случае у абонента нет необходимости заключать договор с компанией. Достаточно просто приобрести предоплаченную сервисную карту компании определенного номинала. На этой карте уже имеется код доступа, закрытый защитным слоем, и инструкция по пользованию картой. При использовании сервисных карт значительно упрощается схема обслуживания абонентов, так как отпадает необходимость генерации счетов.
Номинал карт устанавливается оператором. Обычно операторы используют сервисные карты трех-четырех различных номиналов.
При использовании предоплаченных карт необходимо иметь разветвленную сеть распространения этих карт среди абонентов. Оплата услуг распространителей карт и стоимость производства карт не должна входить в номинал карт и должна оплачиваться из доходов оператора.
Одним из преимуществ предоплаченных карт является возможность их роуминга, то есть использование одной и той же карты в различных городах и даже странах, где есть представительство этого оператора. При этом система биллинга должна поддерживать функцию роуминга и тарификацию в реальном масштабе времени.