В модели IP-телефонии стоимость минуты разговора определяется удельной средней величиной всех затрат, включая фиксированные затраты (например, стоимость оборудования шлюзов, программного обеспечения биллинга и др.) и переменные затраты (например, стоимость полосы пропускания, выполнение функций терминации и др.). Тарифные доходы определяются как совокупность расчетных затрат и заданной величины прибыли.
Модель взаимодействия при Интернет-телефонии является комбинацией моделей телефонной сети и сети Интернет. На сетевом уровне взаимодействие между IP-сетями подобно модели взаимодействия Интернет. Операторы местных IP-сетей платят за доступ оператору магистральной IP-сети. Как показано на рисунке 10.10, шлюзы IP-телефонии размещаются на границе сети IP-телефонии. Эти шлюзы преобразуют аналоговые или цифровые сигналы телефонии в IP-пакеты для передачи их через IP-сеть. Исходящий шлюз преобразует речевую информацию в поток разговорных IP-пакетов и передает через IP-сеть к входящему шлюзу. Входящий шлюз принимает речевые IP-пакеты и направляет вызов к входящему абоненту. Таким образом, весь сегмент передачи голоса по IP-сети становится прозрачным для вызывающей и вызываемой сторон.
Рисунок 10.10 - Взаиморасчеты в сети IP-телефонии
Подобно модели взаимодействия в телефонной сети, все доходы собираются на исходящей стороне. Так же, как и при традиционной телефонии, операторы сетей не будут обслуживать вызовы в интересах других фирм, пока не получат компенсацию за использование ресурсов их сетей. Модель взаимодействия Интернет гарантирует, что оператор магистральной IP-сети получит компенсацию за пропуск IP-трафика от оператора исходящей местной сети. Однако модель Интернет не обеспечивает возможность исходящему оператору IP-телефонии оплатить входящему оператору прием голосовых IP-пакетов и завершение телефонных вызовов.
Предоставление услуг IP-телефонии требует разработки новой модели распределения доходов. Сети, которые не взаимодействуют непосредственно, должны получать компенсацию в соответствии с их ролью по инициации и терминации вызовов. Эта новая модель имеет две основные проблемы. Первая проблема касается организации реального бизнеса. В настоящее время в мире существует множество IP-сетей, которые не соединены, и для их взаимодействия число взаимных соглашений между операторами или провайдерами должно быть равно n·(n-1)/2, где n - число операторов. Заключение и реализация тысяч взаимных соглашений практически невозможна.
Вторая проблема является технической. Услуги, требующие расчетных операции между двумя операторами, которые не связаны непосредственно, должны быть безопасно авторизованы и тарифицированы. Процесс авторизации и тарификации этих услуг в реальном времени является предметом электронной коммерции. Для решения данных проблем должны использоваться соответствующие системы биллинга и клиринга услуг Интернет-телефонии.
В настоящее время практически не существует провайдеров, которые предоставляют услуги связи только внутри своей сети. Большинство провайдеров стремится расширить свои возможности, заключая соглашения с другими провайдерами. Если два провайдера заключают соглашение, то им необходима надежная система взаиморасчетов.
Если провайдеров несколько, то система взаиморасчетов между ними существенно усложняется. Большинство провайдеров, владельцев международных или национальных сетей, предлагают клиринговые программы взаиморасчетов, позволяющие провайдерам, заключившим соглашения с этой сетью, упростить систему взаиморасчетов и уменьшить риск неплатежей.
Например, если имеется двенадцать провайдеров IP-телефонии, то в соответствии с приведенной выше формулой коммерческая взаимосвязь через двухсторонние соглашения требует заключения 66 индивидуальных соглашений взаимосвязи (рисунок 10.11). При использовании для взаиморасчетов между провайдерами клиринг-центра третьего лица общее количество соглашений взаимосвязи будет уменьшено до двенадцати. В этом случае каждый провайдер IP-телефонии поддерживает только одно соглашение взаимосвязи с клиринг-центром третьего лица вместо поддержки множественных соглашений взаимосвязи с каждым ITSP.
Рисунок 10.11 - Организация взаиморасчетов без и с использованием клиринг центра
Практика показывает, что экономия общей стоимости при использовании для взаиморасчетов клиринг-центра может быть очень большой с увеличением числа взаимодействующих сетей.
Тарифные доходы клиринг-центра определяются стоимостью расчета одной минуты трафика, создаваемого провайдерами услуг IP-телефонии, пользующихся услугами этого центра.
Далее приведены примеры расчетов организации телефонной связи через IP-сети:
Пример расчета окупаемости шлюзов IP-телефонии "Alder Voice Gateway" при организации телефонной связи через IP-сети по варианту "точка-точка" см.: "1 Расчет окупаемости AVG для организации телефонной связи "точка-точка"" в оглавлении учебника.
Расчет окупаемости проекта по организации междугородной и международной телефонной связи с использованием IP-шлюза "AVG" см.: "2 Расчет окупаемости проекта организации междугородной и международной телефонной связи с использованием IP-шлза "AVG"" в оглавлении учебника.
Расчет окупаемости строительства "Узла связи (Internet-телефон)" для региональных узлов связи сети TARIO.net на 8 телефонных линий см. : "3 Расчет окупаемости строительства "Узла связи (Internet-телефон)"" в оглавлении учебника.