Наиболее предпочтительным вариантом подключения регионального оператора IP-телефонии к IP-сети представляется подключение на правах корпоративного клиента, при котором сеть выставляет групповой счет региональному оператору, а он, в свою очередь, выставляет сети счет за терминированный (доставленный) трафик на основании информации, полученной из своей системы биллинга.
Наличие собственной системы биллинга позволяет оператору IP-телефонии не зависеть от конкретной сети, использовать различные тарифные планы и полностью контролировать свой бизнес. Желательно, чтобы биллинговая система обеспечивала предоставление предоплаченных услуг IP-телефонии, а также услуг местной, междугородной и международной телефонной связи по ТфОП и услуг доступа в Интернет по единой дебетной сервисной карте, потому что сегодня операторы стремятся охватить как можно более широкий спектр предоставления услуг.
Биллинговая система должна отвечать следующим требованиям:
обеспечивать безопасность и надежность;
предоставлять широкие возможности администратору системы;
обеспечивать выдачу статистических данных о функционировании системы и обслуживании вызовов;
обеспечивать подключение к ТфОП (для предоставления предоплаченных услуг традиционной телефонной связи) по интерфейсу E1 и системам сигнализации E-DSS1, ОКС 7, 2ВСК;
обеспечивать подключение к шлюзам IP-телефонии и серверам доступа в Интернет через IP-сеть по протоколу RADIUS;
обеспечивать совместимость с основными поставщиками оборудования, такими как Cisco, Lucent Technolgies, Nortel и др.
Кроме услуг, предоставляемых по предоплаченным кредитным картам, региональные операторы, как правило, предоставляют услуги Интернет в кредит. Особенно актуальна такая форма расчета для корпоративных клиентов, пользующихся выделенными IP-каналами. Это означает, что биллинговая система должна собирать данные от маршрутизаторов (для маршрутизаторов Cisco эта функция реализуется при помощи технологии NetFlow), анализировать их, начислять оплату за пользование различными услугами: Web-хостинга, е-mail, Web-серфинга и т.д., то есть дифференцировать услуги при начислении оплаты за них.
Многие операторы после приобретения оборудования IP-телефонии рано или поздно сталкиваются с проблемами начисления оплаты за предоставленные услуги и выставления счетов своим абонентам, проведения взаиморасчетов с партнерами, учетом транзитного трафика и другими подобными проблемами. Проблема состоит еще и в том, что лидер в области Интерет-решений - компания Cisco Systems - принципиально не занимается производством систем биллинга, оставив это для сторонних производителей. Стоимость систем биллинга официальных партнеров компании Cisco - Hewlett Packard и MindCTI - во много раз превышают стоимость самого оборудования IP-телефонии (от 90 тысяч долларов в минимальной конфигурации) и здесь не рассматриваются по причине отсутствия у региональных операторов средств на приобретение таких систем. Остаются системы, разработанные в России, но и здесь ситуация остается сложной. На российском рынке представлены либо очень дорогие (намного превышающие стоимость самого оборудования IP-телефонии - от 30.000 долларов), перегруженные многофункциональностью системы биллинга, либо относительно дешевые (от 3.500 до 7.000 долларов в расчете на 1000 абонентов), малопроизводительные и ненадежные системы, разработанные отечественными поставщиками услуг IP-телефонии и Интернет для собственных нужд на основе бесплатных серверов баз данных.
Оборудование фирм, специализирующихся на разработках и поставках высококачественных и недорогих профессиональных систем биллинга для IP-телефонии и Интернета, на российском рынке практически не представлено. Вот и приходится каждому провайдеру IP-телефонии и Интернета самому ломать голову над учетом предоставленных услуг. В таблице 10.2 представлены систем биллинга для поставщиков услуг IP-телефонии и Интернет российских фирм-производителей.
Фирма | Атлант-Информ | Беркут | Интент | ЛОНИИС Протей | Кортпорация ОСС | Петерсервис | Сервокомп | Светец |
Название системы | Атлант | Bercut PrepaidService | Ольга | Протей-ТК | ОСС2000 | СКС | Абсолют | СТК-Диалог |
Тарифицируемые услуги | IP-телефония, Интернет (Dial-Up), выделенные линии), АТМ | IP-телефония, Интернет (Dial-Up), телефония | IP-телефония, Интернет (Dial-Up), телефония | IP-телефония, Интернет (Dial-Up), выделенные каналы), телефония | IP-телефония, Интернет (Dial-Up), выделенные каналы), телефония | IP-телефония, телефония | IP-телефония, Интернет (Dial-Up), выделенные каналы) | IP-телефония, телефония |
Стандартизированные интерфейсы | Radius, Tacacs | Интерфейсы ТфОП, реализованные на платах Becut CTI | Radius, интерфейсы ТфОП, реализованные на платах Dialogic | Radius, NetFlow, интерфейсы ТфОП, реализованные на платах Протей | Radius, интерфейсы для взаимодействия с оборудованием VocalTec | Программные интерфейсы с коммутаторами мобильной связи, оборудованием Cisco, Avaya | Radius, NetFlow | интерфейсы ТфОП, реализованные на платах Dialogic |
База данных | Btrieve, SyBase, Oracle | Btrieve, SyBase, Oracle | MS SQL | SyBase, Oracle | SyBase | Oracle | Oracle | MS SQL |
Форма оплаты | Авансовая кредитная | Авансовая | Авансовая кредитная | Авансовая кредитная | Авансовая кредитная | Авансовая кредитная | Авансовая кредитная | Авансовая кредитная |
Итак, из всего рассмотренного ассортимента оборудования для построения узла IP-телефонии наиболее приемлемым являются:
шлюз IP-телефонии ПРОТЕЙ-ITG;
привратник (Gatekeeper) для сетей IP-телефонии;
proxy/Маршрутизатор H.323-вызовов;
система предоставления услуг связи по предоплаченным сервисным телефонным картам Протей-ТК.