5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА IP-ТЕЛЕФОНИИ

5.1 Показатели качества IP-телефонии

Трафик в сети формируется множеством потоков данных, генерируемых приложениями пользователей. Приложения предъявляют различные требования к рабочим характеристикам сети. Структура существующих в сети запросов на доставку данных определяется типами сетевых приложений. Каждому типу приложения приписывают соответствующий уровень обслуживания (Grade of Service, GoS). Каждому уровню обслуживания соответствует: полоса пропускания канала, задержка/джиттер и доля потерянных пакетов. Способность сети обеспечивать различные уровни обслуживания может быть классифицирована по трем критериям:

Негарантированная доставка данных не может рассматриваться как некая ответственность сети за качество обслуживания. Негарантированная доставка пакетов является в наше время единственной услугой, поддерживаемой в Internet. Для большинства современных приложений, ориентированных на передачу файлов по протоколу FTP (File Transfer Protocol), качество доставки вполне удовлетворяет требованиям пользователей. Для оптимального обслуживания всех запросов от приложений, представленных в сети, требуется выделение определенных сетевых ресурсов (полосы пропускания каналов, задержки, доли потерянных пакетов).

Дифференцированное обслуживание предполагает разделение сетевого трафика на классы на основе требований к качеству обслуживания. Средства распределения ресурсов сети должны отличать классы обслуживания (Class of Service, CoS) друг от друга и обслуживать в соответствии с требованиями приложений. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от положений Рекомендации ITU-T E.800, дифференцированное обслуживание само по себе не предполагает обеспечения гарантий предоставления услуг доставки информации. Каждому классу трафика средства обработки в сети приписывают приоритет. При существующей загрузке сети приоритет доставки определяется классом. Дифференцированное обслуживание часто называют мягким качеством обслуживания (soft Quality of Service, soft QoS). Дифференцированное обслуживание применяют в сетях, где трафик приложений высок и требует оперативного контроля и распределения. Решение этой задачи возможно в том случае, если трафику административного управления будет назначен самый высокий приоритет. Оставшиеся классы приоритета назначаются пользовательскому трафику. Такая классификация трафика позволяет администратору в любой момент быть уверенным в связности узлов сети.

Гарантированное обслуживание предполагает предварительное резервирование сетевых ресурсов для всех видов трафика. Гарантированное обслуживание часто называют жестким качеством обслуживания (hard Quality of Service, hard QoS), особенность которого состоит в жесткости требований к ресурсам сети, выделяемым для трафика на всем пути его доставки к получателю. К сожалению, в сетях с протоколом IP обеспечить такую гарантию пока не представляется возможным. Это, в частности, характерно для магистрали Internet. Приближением к идеологии гарантированного обслуживания является агрегированное (объединенное, укрупненное) резервирование ресурсов, которое требует хранения в базовых маршрутизаторах Internet небольшого объема информации о резервируемых ресурсах.

Немалая доля современных приложений характеризуется высокими требованиями к задержке доставки данных получателю. Большинству интерактивных приложений (речевой обмен, мультимедиа) можно удовлетворить при задержке, не превышающей 100 мс. Решение задачи, связанной с ответственностью за качество доставки информации в IP-сети, обеспечивается благодаря использованию байта типа обслуживания (Type of Service, ToS) в заголовке IP-пакета. Байт ToS используется для указания абстрактных параметров требуемого качества обслуживания. На основании этих параметров производится выбор реальных характеристик механизмов обслуживания при передаче дейтаграммы через сеть (RFC 791: Internet Protocol Specification/Postel J., 1981). До конца 80-х годов протокол IP игнорировал поле ToS. Лавинообразный рост трафика и увеличение количества сетевых приложений Internet в 90-е годы привели к необходимости поддержки байта ToS. В наше время целью рабочей группы IETF является обеспечение приложений средствами формулирования требований к ресурсам сети при сквозном обслуживании (генерирование содержимого байта ToS) и разработка соответствующих механизмов обеспечения качества доставки маршрутизаторами. С помощью байта ToS реализуется так называемое дифференцированное обслуживание (DiffServ) в масштабах Internet.

IP-телефония является одной из технологий передачи данных, где важна минимизация задержки информации при передаче от источника до получателя. Решение этой задача обеспечивается современными методами кодирования и передачи информации, а также увеличением пропускной способности каналов. Использование пакетной передачи речевой информации и подавление пауз в разговоре позволяют экономно использовать сетевые ресурсы и относительно успешно конкурировать IP -телефонии с традиционными телефонными сетями.

Для оценки качества услуги пользователем оператор (провайдер услуг) должен проводить систематический опрос его мнения. В рекомендации ITU-T E.432 предложено оценку результатов опроса производить по усредненному мнению (Mean Opinion Score, MOS). Сущность метода состоит в том, что результаты опроса пользователей или экспертов разделяют на 4 уровня: отличный, хороший, средний и недостаточный (таблица 5.1).


Таблица 5.1 – Показатели качества доставки речевой информации службой с коммутацией пакетов

Показатель Уровни качества услуги

Отличный
(Excellent)

Хороший
(Good)

Средний
(Fain)
Недостаточный
(Poor)
Время установления соединения, с. 0-1 1-3 3-5 Более 5
Время доставки пакета, мс 0-150 150-250 250-450 Более 450

Показатели качества обслуживания и нормативы для них в сетях с протоколом IP пока еще не установлены. В таблице 5.2 приведены предварительные показатели качества услуг доставки в сетях с IP.


Таблица 5.2 - Предварительные показатели качества услуг доставки в сетях с технологией IP

Характеристики службы Показатели качества службы
Быстрота (скорость) Безошибочность Надежность
Доступность Задержка доступа Вероятность неправильного доступа Вероятность отказа в доступе
Доставка сообщений пользователя А) Средняя задержка доставки пакета IP;
Б) джиттер задержки пакета IP
А) вероятность ошибок в пакетах IP;
Б) вероятность ложных пакетов IP
Коэффициент потери пакета IP
Освобождение Задержка освобождения Вероятность неправильного освобождения Вероятность отказа в освобождении
Критерии отказа службы: коэффициент готовности Кг , среднее время между отказами.

Качество услуг IP-телефонии может быть соотнесено с одним из четырех классов:

При разделении качества услуг IP-телефонии на классы учитывается пять показателей (таблица 5.3):

Таблица 5.3 – Классы качества услуг IP-телефонии

Класс качества услуги передачи речи Excellent Good Fain Poor
Качество голоса в одном направлении Не хуже, чем по G.711 Не хуже, чем по G.726 для V=32 Кбит/с Не хуже, чем GSM-FR -
Сквозная задержка < 150мс < 250мс < 450мс > 450мс
Время установления соединения При прямой IP-адресации < 1.5 сек < 4 сек < 7 сек  
Перевод номера абонента с форматом, соответствующим Е.164, в IP-адрес < 2 с < 5 с < 10 с  
Перевод номера абонента с форматом, соответствующим Е.164, в IP-адрес через расчетную организацию < 3 с < 6 с < 15 с  
Перевод имени e-mail в IP-адрес < 4 с < 13 с < 25 с  
Коэффициент потерь пакетов IP 0 % 3 % 15 % 25 %
Пиковое дрожание фазы (джиттер) 0 мс 75 мс 125 мс

225 мс

На рисунке 5.1 приведены факторы, влияющие на качество IP-телефонии.



Рисунок 5.1 - Факторы, влияющие на качество IP-телефонии

Качество речи включает:

Качество сигнализации включает:

Факторы, которые влияют на качество IP-телефонии, могут быть разделены на две категории:

Факторы, влияющие на качество IP-сети:

Факторы, влияющие на качество шлюза:

Показатели качества речевого взаимодействия “из конца в конец” зависят и от характеристик терминального оборудования. Определено три типа терминалов:

Hosted by uCoz