4 СИГНАЛИЗАЦИЯ В СЕТЯХ IP-ТЕЛЕФОНИИ

4.1. Общие принципы сигнализации в сетях IP-телефонии

Для обеспечения широкомасштабного внедрения IP-телефонии одним из самых важных факторов является обеспечение совместимости систем разных фирм. Достижение совместимости возможно только на базе стандартных протоколов сигнализации. Протоколы сигнализации обеспечивают установление, администрирование и завершение сеанса связи между конечными точками (терминалами пользователей), однозначно идентифицируемыми заданной схемой адресации.
Понятие «сигнализация» относится ко всей информации, связанной с вызовами и необходимой для их установления, маршрутизации, мониторинга и завершения как на физическом, так и на логическом уровнях.

По сравнению с сигнализацией в обычных телефонных сетях, сигнализация IP-телефонии должна обладать более широкими возможностями в силу специфики конечных узлов. Они могут иметь самые разные характеристики в части требуемой полосы пропускания, кодирования/декодирования аудио сигналов, передачи данных и т.д., и для установления сеанса связи между ними необходимо убедиться в совместимости этих характеристик.

Архитектура протоколов технологии IP-телефонии, подобно модели протоколов ISDN, предусматривает отделение функций управления (сигнализации) от функций доставки пользовательской информации, что является наиболее благоприятным условием для внедрения новых услуг (рисунок 4.1).

В системах IP-телефонии процедуры управления вызовами выполняются протоколами сигнализации, а непосредственная маршрутизация пакетов через IP-сеть обеспечивается протоколами OSPF или BGP (резервирование сетевых ресурсов возможно, например, при помощи протокола RSVP).



Рисунок 4.1 - Управление вызовами в сети IP-телефонии

В настоящее время еще окончательно не решен вопрос выбора оптимальной архитектуры управления вызовами, особенно для Интернет-телефонии: должна ли она быть интегрирована с существующими службами Интернет или развернута отдельно для обеспечения управления в режиме реального времени. Первый подход привлекает Интернет-провайдеров, которые рассматривают услуги Интернет-телефонии лишь как небольшую часть своего сервисного пакета. Они планируют предлагать эти услуги по фиксированным тарифам, используя максимально упрощенную схему управления услугами. За второй подход ратуют операторы, для которых Интернет-телефония является основной или даже единственной предлагаемой услугой. Им необходимы системы, способные обеспечить высокий уровень контроля за использованием сетевых ресурсов и мощные средства биллинга.

Еще один важный вопрос, связанный с сигнализацией в IP-телефонии - контроль за доступом к сети. В обычной телефонной сети общего пользования (ТфОП) абонент подключается к АТС через фиксированный местный шлейф, поэтому идентифицировать его телефонный аппарат очень просто. В сети IP-телефонии все гораздо сложнее, поскольку существует множество разных способов доступа к ней: с обычного телефона через ТфОП, по модемному соединению через сервер удаленного доступа, через ЛВС и территориально распределенную сеть и т.д. Кроме этого, пользователи могут перемещаться между различными сетями, таким образом, абонента нельзя идентифицировать по используемой им линии доступа.

Для эффективного контроля права доступа к ресурсам сети оператор должен аутентифицировать каждого пользователя, запрашивающего услугу. С увеличением числа операторов IP-телефонии требуются также средства контроля трафика на границе между их сетями. Такие средства должны осуществлять контроль доступа, использования сетевых ресурсов и выполнения соглашений о качестве обслуживания. При их отсутствии оператору может оказаться проблематичным гарантировать пользователю определенный класс обслуживания, если его трафик частично проходит через сеть другого оператора.

На рисунке 4.2 показано место механизмов сигнализации IP-телефонии в протокольном стеке. Приложение (например, телефонный шлюз) получает услуги от протоколов сигнализации (H.323, SIP), а стек IP предоставляет услуги доставки информации (как сигнальной, так и пользовательской).



Рисунок 4.2 - Механизмы сигнализации IP-телефонии в протокольном стеке

В общем случае для установления соединения между вызывающим и вызываемым абонентами шлюзы IP-телефонии должны выполнять следующие функции:

Для выполнения этих операций в настоящее время могут использоваться различные протоколы сигнализации, которые будут рассмотрены ниже.

Hosted by uCoz